На главную
Отцы и дети
I - X Глава
Глава I. Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия, друга Базарова,
встречает своего сына, студента. Тургенев сразу же дает
биографию Николая Петровича, помещика сорока с небольшим лет.
Получив образование и воспитание, принятые в дворянском кругу,
окончил университет, женился по любви. Жил с женой в согласии
и мире, спустя десять лет жена умерла, и Николай Петрович остался
с сыном на руках. Пришло время - определил его в университет,
а вот сейчас встречает сына-кандидата. Автор несколькими штрихами
подчеркивает слабость и вялость Николая Петровича («седого,
пухленького и немного сгорбленного»).
Глава II. Встреча состоялась, отец горд своим взрослым сыном.
Первая встреча с Базаровым немного настораживает: «крепко стиснул
его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал».
Представился он на простой, крестьянский манер, подчеркивая уже
в этом неприятие дворянских условностей.
«- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным
голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу
все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, большими зеленоватыми
глазами и висячими бакенбардами песочного цвету. Оно
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
При внешней непривлекательности героя автор выделяет прежде
всего внутреннюю силу, глубокий ум.
Глава III. По дороге к имению Кирсановых Тургенев рисует картины
природы. Такой пейзаж называется социальным, ибо через него
писателю удается осветить уровень жизни крестьян. Сердце сжимается
при чтении этого места: «Попадались и речки с обрывистыми
берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки
с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными
крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетеными
из хвороста стенами и зевающими воротами возле опустелых гумен,
и церкви, то кирпичные с отваливающеюся кое-где штукатуркой, то
деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами».
Через социальный пейзаж Тургенев создает картину полного разорения
крестьянских хозяйств накануне отмены крепостного права.
Дата описываемых событий определена точно - 1859 г., за два года
дореформы1861г.
И вторая примета предреформенного времени заключена в словах
Аркадия, наблюдавшего из окна тарантаса этот бедный пейзаж:
«Небогатый этот край, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием;
нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...
Но как их исполнить, как приступить?..» Воздух эпохи отражен
в этих словах.
Глава IV. Происходит знакомство Базарова с Павлом Петровичем
Кирсановым. Тургенев намечает начало конфликта уже в описании
внешности аристократа, резко отличающейся от внешности и манер
Базарова-демократа. Павел Петрович Кирсанов «до кончиков ногтей» -
аристократ. «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую
руку с длинными розоватыми ногтями, - руку, казавшуюся
еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким
крупным опалом, и подал ее племяннику». В памяти возникает
красная рука Базарова. Конечно, руки демократа и аристократа не
сошлись в рукопожитии: «Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий
стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее
обратно в карман». Неприятие друг друга возникло сразу, как только
они увиделись, и Тургенев передает его на языке жестов. В диалоге
Павла Петровича и Николая Петровича это неприятие усиливается.
«- Кто сей? - спросил Павел Петрович.
- Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек.
-Он у нас гостить будет?
-Да.
- Этот волосатый?
-Нуда.»
Эпитет «волосатый» выражает неприязнь аристократа к демократу.
Со своей стороны, Базаров не преминул поиронизировать над
аристократом: «Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то,
ногти, хоть на выставку посылай!»
Да и над прогрессом он посмеялся. «В моей комнате английские
рукомойники, а дверь не запирается. Все-таки это поощрять надо -
английские рукомойники, то есть прогресс!» Он ставит знак равенства
между прогрессом и английскими рукомойниками. Базаров явно
чувствует свое превосходство над «старенькими романтиками».
Глава V. Аркадий характеризует Базарова как нигилиста, человека,
не признающего никаких авторитетов.
«- Он нигилист.
- Как? - спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял
на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.
- Он нигилист, - повторил Аркадий.
- Нигилист, - проговорил Николай Петрович. - Это от латинского
nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает
человека, который... который ничего не признает?
- Скажи: который ничего не уважает, - подхватил Павел Петрович
и снова принялся за масло.
- Который ко всему относится с критической точки зрения, -
заметил Аркадий.
- А это не все равно? - спросил Павел Петрович.
- Нет, не все равно. Нигилист - это человек, который не склоняется
ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного
принципа на веру, каким уважением ни был бы окружен этот принцип».
Павел Петрович раздражен, так как полагает, что существуют
определенные принципы (он говорит «принсипы» на французский
манер, а Аркадий наоборот «прынцип» - важная деталь), без которых
существовать невозможно. Павел Петрович почувствовал опасность,
иначе бы принял это сообщение более спокойно.
В этой главе также происходит знакомство Аркадия с Фенечкой,
молодой женщиной, чье положение в доме Кирсановых было несколько
двусмысленным. Николай Петрович чувствует перед сыном
некоторую неловкость, но Аркадий дает понять, что смотрит на незаконную связь отца с пониманием.
К личности Базарова прибавлен еще один штрих: он принес в мешке
лягушек для опытов, чем вызвал еще большее неприятие Павла
Петровича. Базаров - естествоиспытатель-экспериментатор. Этот
штрих отразил черту эпохи 1860-х, когда были сделаны великие
открытия в естественных науках. Материалистические взгляды
Базарова во многом перекликаются со взглядами выдающихся ученых,
деятельность которых Тургенев изучал (Сеченов, Мечников, Павлов,
Боткин).
Глава VI. Базаров выходит победителем в споре с Павлом Петровичем
о науке. Он так уверен в себе, что его не смущают вопросы
аристократа, произносимые со скрытой иронией и превосходством.
Своими категоричными ответами он лишает Павла Петровича возможности найти веские аргументы для своих доказательств.
«- Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, -
перебил Базаров.
- Вот как, - промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-
чуть, приподнял брови. - Вы, стало быть, искусства не признаете?
- Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! - воскликнул
Базаров с презрительной усмешкой.
- Так-с, так-с. Вот как вы изволите шутить. Это вы все, стало
быть, отвергаете? Положим. Значит, вы верите в одну науку?
- Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука -
наука вообще? Есть науки, есть ремесла, наука вообще не существует
вовсе».
Базаров отрицает абстрактную науку, потому что не видит в ней
никакой пользы. В его представлении принципы, которые отстаивают
аристократы, - «архаическое явление», мешающее жить. Отстаивая
свое право все «отрицать», Базаров тем самым выражает суть времени
1860-х гг., времени демократических преобразований.
Нигилист позволяет себе быть невоспитанным, резко прекращая
разговор с «уездным аристократом». Аркадию даже было несколько
неловко за своего учителя.
Глава VII. Аркадий рассказывает историю романтической любви
Павла Петровича к загадочной красавице, княгине Р., сначала
любившей его, а затем к нему охладевшей. «Ее образ, этот непонятный,
почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко
внедрился в его душу». Павел Петрович поставил всю жизнь на карту
этой роковой любви. Смерть княгини и присланный ею когда-то
подаренный им перстень с изображением сфинкса с проведенной
ею же крестообразной чертой, ничего уже не смогли изменить в жизни
Павла Петровича даже спустя долгие годы. Он принял предложение
своего брата и поселился в его имении Марьино, где и проживал до
сих пор. Он устроил свою жизнь на английский манер, много читал,
держал форму, но соседи считали его гордецом.
Базарова не тронул рассказ о трагической любви Павла Петровича.
У него имеются свои представления о воспитании и об отношениях
между мужчиной и женщиной. «Всякий человек сам себя воспитывать
должен - ну хоть я, например... А что касается времени - отчего я
от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет,
брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения
между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие
это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться,
как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха,
гниль, художество. Пойдем-ка лучше смотреть жука».
Как материалист, Базаров не верит в мистическую природу любви
и, не задумываясь, произносит роковые слова, в которых содержится
отрицание вечного закона Любви. Пройдет немного времени, и любовь
проникнет в его сердце.
Глава VIII. Рассказывается история Фенечки, волей судьбы
ставшей любовницей Николая Петровича. В главе также обрисовывается
нравственная атмосфера жизни в Марьино.
Глава IX. Базаров быстро находит общий язык с Фенечкой и Дуня-
шей. Они очень легко себя чувствуют с ним, тогда как Павел Петрович
вызывает у них страх, Аркадий - неловкость.
Базаров, прогуливаясь с младшим Кирсановым, опять высказывает
свои мысли о народе, о природе, об искусстве все с той же режущей
слух категоричностью: «И природа пустяки в том значении, в каком
ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней
работник». О народе: «Русский мужик Бога слопает». О деятельности
Николая Петровича Базаров говорит очень резко: «Скот плохой
и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят
отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут, я
еще не разобрал хорошенько». Он также иронизирует над музыкальными
пристрастиями отца Аркадия: «Помилуйте! В сорок четыре
года... - играет на виолончели». - «Аркадий как ни благоговел перед
своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся». Базаров не
находит ни в ком явного сопротивления, но последнее наблюдение
Тургенева над реакцией Аркадия снижает авторитет Базарова.
Главах. «Схватка» между Павлом Петровичем и Базаровым показала
всю силу Базарова. В открытом споре с Павлом Петровичем
он формулирует основной тезис нигилизма: «В теперешнее время
полезнее всего отрицание - мы отрицаем». Он отрицает все, а это
очень опасно, часто бывает так, что отрицание одного в скором времени
влечет за собой его утверждение.
Что отрицает Базаров? - Все, во что верили либералы, он отрицает
со всей яростью демократа, презирающего условности
аристократии. Он отрицает принципы либерализма, английский аристократизм, логику истории, авторитеты, парламентаризм, крестьянскую общину с ее круговой порукой. В пылу отрицания, а им овладевает полемический задор, он не признает искусства («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), критикует невежество народа («народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает »). В этой «схватке» с аристократом выигрывает демократ, его аргументы убедительны, в них чувствуется сила. Авторские ремарки тоже подчеркивают превосходство Базарова.
Базаров: «равнодушно заметил»; «проговорил, лениво отхле-
бывая глоток чаю»; «возразил»; «промолвил»; «с невозмутимым
спокойствием повторил»; «перебил»; «воскликнул»; «с надменною
гордостию отвечал»; «угрюмо повторил»; «повторил опять, на этот
раз с особенной дерзостью»; «произнес сквозь зубы»; «флегматично
заметил»; «холодная усмешка скривила зубы Базарова».
Павел Петрович Кирсанов: «Начал Павел Петрович, и губы
его задрожали»; «взмахнул руками»; «уставился на него»; «воскликнул
с внезапным порывом»; «пробормотал изумленный»; «промолвил он
странно спокойным голосом»; «так и дрогнул, но вовремя овладел
собой»; «закричал».
Мы видим, что сила на стороне Базарова.
( XI - XX Глава ) Краткое содержание романа «Отцы и дети»
Глава XI. Тургенев ставит под сомнение отрицание Базаровым
природы. После спора Николай Петрович отправился в сад, грустно
размышляя о той пропасти, которая разделяет его с сыном. Его мысли
снова обратились к недавнему спору с Базаровым: «Но отвергать
поэзию? - подумал он опять, - не сочувствовать художеству, природе?
». И далее дает художественное описание природы. Тургенев
не согласен с Базаровым в понимании природы как мастерской,
в которой человек работник. «Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела, и над нею поднималось бело-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали над одинокою, далеко протянутою веткою. "Как хорошо, Боже мой", - подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли ему на уста...» В романе мало картин природы, и этот поэтический пейзаж играет полемическую роль, является тонким намеком на те испытания, которые предстоят герою. Испытания будут, потому что герой бросил вызов закону Любви, Природе и Искусству - вечным ценностям нашего бытия.
ГлавыХЦ XIII- Базаров в городе вместе с Аркадием. Он встречает
своих «единомышленников» - нигилистов, которых Тургенев
показывает в карикатурном виде, в «кривом зеркале». Базаров
рядом с ними по-настоящему велик. Для обрисовки характеров
Кукшиной и Ситникова автор использует сатирические краски.
Вот несколько штрихов: «Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табака пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила». Описание внешности не оставляет сомнения в какой- либо симпатии автора; да и сам Базаров не признал в ней единомышленницу.
«На кожаном диване полулежала дама, еще молодая,
белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном
платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною
косынкою на голове».
Замысливая фигуру Базарова «сумрачной и одинокой», Тургенев
использовал различные движения в сюжете. Встреча Базарова с «единомышленниками » - это тот ход сюжета, который доказывает, с одной стороны, одиночество Базарова, а с другой, неприятие нигилизма самим Тургеневым. Ситников и Кукшина - сатирические карикатуры на нигилистов.
Глава XIV. До середины романа Базаров - человек твердого
и трезвого ума, материалист по своему мировоззрению, обладающий
крепкими знаниями, уверенный в своих силах, человек гордый,
даже чрезмерно гордый, имеющий несомненное влияние на других.
Но уже с XIV главы начинается второй (внутренний) круг странствий
главного героя. С момента встречи с Одинцовой Базаров
медленно сдает свои позиции.
Замечено неоднократно в критике о романах Тургенева, что герои,
созданные художественным воображением писателя, обязательно
проходят проверку любовью. Любовь - это бескорыстное служение
любимому человеку, а герои-мужчины не выдерживают этого испытания,
что говорит об их недостаточной силе. Базаров у Тургенева
тоже проходит проверку любовью.
Сначала, увидев Одинцову на балу, Базаров с напускной развязностью
спросил: «Это что за фигура? - На остальных баб непохожа».
Подсознательно Базаров сопротивляется своему чувству, он еще пока
убежден, что не существует таинственных отношений между мужчиной
и женщиной. Но любви нельзя сопротивляться, любовь обладает
роковой силой. Одинцова в обрисовке Тургенева становится
достойной чувства такого неординарного человека.
Анна Сергеевна Одинцова, без сомнения, обладала блестящими
достоинствами. Аркадий рядом с ней чувствовал себя школьником, -
от нее исходила магическая сила настоящей женщины. Анна Сергеевна
тоже обратила на Базарова свое внимание. Эти два незаурядных
человека почувствовали притяжение друг к другу.
Тургенев штрихами намекает на изменения, которые происходят
с Базаровым в присутствии Одинцовой. «В тихом омуте... ты знаешь!
- подхватил Базаров. - Ты говоришь, она холодна. В этом-то
самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?» Он все еще развязен,
прикрывая этой развязностью свой интерес к Анне Сергеевне:
«...только у ней такие плечи, каких я не видывал давно». Базаров
вообще относится к женщинам очень пренебрежительно, вероятно,
не пришлось ему встретить достойную: «...по моим замечаниям,
свободно мыслят между женщинами только уроды».
ГлаваХУ. Глава начинается с грубых слов Базарова об Одинцовой:
«Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия
особа». Тургенев знакомит с биографией Одинцовой. «Жизнь не была
к ней благосклонна». «Характер у нее был свободный и решительный».
Опять автор штрихами подчеркивает странность поведения
Базарова в присутствии Одинцовой:«.. .и Аркадию в последний раз
пришлось удивиться: он заметил, что приятель его покраснел». «Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове».
Глава XVI. В усадьбе Одинцовой. Аркадий с Базаровым приняли
приглашение Анны Сергеевны погостить в ее доме в Никольском.
Базаров охотно согласился, хотя и знал, что его ждут родители.
Сначала Евгений Васильевич продолжает так же иронизировать над
аристократизмом Одинцовой, но уже начинает чувствовать себя неловко.
Приятели знакомятся с ее сестрой Катей.
Одинцовой было интересно беседовать с умным, образованным
Базаровым, в разговорах с ним были затронуты вопросы социального
и нравственного порядка.
Как материалист, Базаров полагает, что общественное переустройство
может изменить порочную природу человека: «Исправьте
общество, и пороков не будет». На что Одинцова достаточно остроумно
отвечает: «И вы полагаете, что, когда общество исправится, уже не
будет ни глупых, ни злых людей?»
Все разговоры между Базаровым и Одинцовой все больше и больше
сопровождаются внутренней симпатией с обеих сторон. Базаров
в грубоватой форме, но все же с восхищением говорит: «Да... баба
с мозгом». Базаров понравился Анне Сергеевне «отсутствием
кокетства и самою резкостью суждений». Как женщина умная, она
разгадала в Евгении незаурядную натуру, почувствовала его силу,
но, видимо, «любовь с рассудком не в ладу». Тургенев дает психологическое объяснение холодности натуры Одинцовой. В браке она едва выносила своего мужа и не смогла потом преодолеть отвращения к мужчинам, хотя со временем это прошло.
Но что творится с Базаровым? Он стал рассеянным, все его мысли
были об Анне Сергеевне. Как тонкий психолог, Тургенев делает
такое наблюдение: «Базаров шел сзади ее, самоуверенно и небрежно,
как всегда, но выражение его лица, хотя веселое и даже ласковое, не
понравилось Аркадию. Пробормотав сквозь зубы: "Здравствуй!" -
Базаров отправился к себе в комнату, а Одинцова рассеянно пожала
Аркадию руку и тоже прошла мимо.
"Здравствуй, -подумал Аркадий... -разве мы не виделись сегодня?"
Глава XVII. Здесь Тургенев уже не скрывает проявления чувств
своего героя. «В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что-то его подмывало; а Аркадий, который окончательно сам решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому унынию». Отношения Базарова и Аркадия постепенно изменялись, они реже виделись, к тому же Аркадий все время проводил с Катей, с ней он чувствовал себя гораздо увереннее, чем с Одинцовой.
Наблюдения автора за поведением Базарова вскрывают внутреннюю
обеспокоенность героя. «Одинцова нравилась ему... но он скоро
понял, что с ней не добьешься толку, а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил». «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Базаров понял о себе, что его теория: «Нравится тебе женщина... старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась» - не срабатывает, не имеет силы. «Зачем вы, с вашим умом, с вашей красотой живете в деревне? » - спрашивает Базаров. Слово «красота» впервые произносится Базаровым, и читатель с удивлением отмечает, что герою свойственно понимание прекрасного. А вскоре Базаров почувствовал и таинственность ночи, навеянной близостью прекрасной женщины. «Базаров встал.
Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединенной
комнаты; сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная
свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание.
Одинцова не шевелилась ни одним членом, но тайное волнение
охватывало его понемногу... Оно сообщалось Базарову. Он вдруг
почувствовал себя наедине с молодой, прекрасной женщиной...».
Поведение его становится странным, странными становятся и мечты
его. Базаров мечтает! Если бы ему сказали об этом до встречи с
Одинцовой, он бы рассмеялся. Но главное испытание у героя впереди.
Глава XVIII. Объяснение в любви. Оно было спровоцировано
Анной Сергеевной. «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно...
Вот чего вы добились». Но Одинцову пугает базаровская страсть,
«сильная и тяжелая», «похожая на злобу». Она говорит поспешно:
«Вы меня не поняли». И... спокойствие Одинцовой не было потрясено.
.. «Под влиянием различных смутных чувств, сознания уходящей
жизни, желания новизны она заставила себя дойти до известной
черты, заставила себя заглянуть за нее - и увидала за ней даже не
бездну, а пустоту... или безобразие».
Анна Сергеевна и Базаров, возможно, были достойны друг друга,
каждый обладал притягательной энергией, но в то же время каждый
из них высоко ценил свою личную свободу, и по этой причине они
не могли быть вместе.
Глава XIX. Начиная с XVIII главы Базаров постепенно теряет
все свои позиции, которые он отстаивал с такой прямотой и твердостью.
Попав во власть романтики, он уже не может быть прежним
Базаровым, называвшим любовь «гнилью, чепухой».
Сначала Базаров, естественно, не признает своего поражения,
храбрится. Прибывший Ситников его раздражает. Он даже надеется
на избавление от тягостного чувства. «Кто злится на свою боль - тот
непременно ее победит». Фраза Базарова «лучше камни на мостовой
бить, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца»
выдает его внутреннюю боль, которую он пытается спрятать за высказыванием, еще напоминающим прежнего Базарова: «Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская пословица». Внутренние переживания отразились и на внешности: «сумрачно и резко выделялся его поху- далый профиль из-под нахлобученной фуражки».
Свои переживания Базаров скрывает под ироничной маской, но
к иронии примешивается бессильная горечь («А нас с вами прибили...
вот оно что значит быть образованными людьми», - уже по дороге
к родителям говорит Базаров Аркадию).
ГлаваXX. Родители и Базаров. Они его любят безумно, любят
и в то же время боятся, особенно мать. Они простые, добрые люди.
Тургенев очень трогательно описывает встречу Базарова с родителями: «Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверное бы упала, если бы сын не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипывания».
Базаров, переживая отказ Одинцовой, пытается преодолеть в себе
романтика и с родителями ведет себя вроде бы по-прежнему: подшучивает
над старомодными привычками своего отца, иронизирует
над устарелыми медицинскими методами. Они благоговеют перед ним.
Он - гордость и слава добрых, наивных старичков. Читая страницы,
посвященные пребыванию Базарова у своих родителей, невольно
думаешь о великой любви родителей к своим детям.
«Арина Власьевна не замечала Аркадия, не потчевала его; подперши
кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого
цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали
выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына и все
вздыхала; ей смертельно хотелось узнать, на сколько времени он приехал, но спросить его она боялась. "Ну, как скажет на два дня", - думала она, и сердце у нее замирало».
Это наблюдение автора не оставляет сомнения в том, что Базаров
не жаловал своих родителей. Через отношения сына с родителями
Тургенев снова рассматривает конфликт поколений. Базаров выше
своих родителей по уровню знаний, и это дает ему право чувствовать
свое превосходство. Очень часто молодые люди своим максимализмом
создают пропасть в отношениях с родителями.
Тургенев штрихами описывает состояние Базарова. Ему нанесена
жестокая рана, и как бы ни храбрился, он уже не может вернуться на
свои прежние позиции, - быть самоуверенным и твердым. Читатель
чувствует неловкость за Базарова перед родителями.
«Василий Иванович отправился от Аркадия в свой кабинет и,
прикорнув на диване в ногах у сына, собирался поболтать с ним, но
Базаров тотчас отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра. Широко раскрыв глаза, он злобно смотрел в темноту: воспоминания детства не имели власти над ним, да и к тому же он еще не успел отделаться от последних горьких впечатлений». Рана нанесена глубокая, и Базарову не удается залечить ее до конца романа. ( XXI - XXVIII Глава ) Краткое содержание романа «Отцы и дети»
Глава XXI. Философская глава. Заметим, что Базаров в первых
главах отрицал науку абстрактную, он верил только в то, что приносит
пользу. Но теперь он другой. Эта глава важна для понимания тех
процессов, которые происходят в сознании героя. Его внимание обращено
на осмысление вечных вопросов бытия. Он апеллирует к таким
философским категориям, как Жизнь и Смерть. От него не скрыта
мелочность и суетность жизни его родителей. Он в каком-то смысле
даже завидует им, хотя и понимает свое превосходство. «Я думаю:
хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет,
толкует о "паллиативных" средствах, лечит людей, великодушничает
с крестьянами - кутит, одним словом; и матери моей
хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами да охами,
что ей и опомниться некогда; а Ж . . А я думаю: я вот лежу под стогом...
Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно по
сравнению с остальным пространством, где дела до меня нет; и часть
времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью,
где меня не было и не будет. А в этом атоме, в этой материалистической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!» А дальше поразительное признание, которое бы даже не приснилось прежнему Базарову. Он называет себя «самоломанным» и вдруг ставит под сомнение дело всей своей жизни: «Я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?» Спор с Аркадием приводит к ссоре. Жестокость Базарова по отношению к родителям, его даже какое-то глумление над ними - это психологические последствия фиаско, которое он потерпел в любви.
Других причин Тургенев не указывает. И все же больно читать строки, в которых Тургенев описывает состояние родителей после отъезда Базарова. Они, видимо, не верили, что он снова приедет. Сильный, умный человек почти сознательно причиняет боль своим самым близким людям. Впрочем, в реальной жизни это встречается часто.
«- Бросил, бросил нас, - залепетал он, (отец) - бросил, скучно ему
стало с нами. Один как перст теперь, один! - повторил он несколько
раз и каждый раз выносил вперед свою руку с отделенным указательным
пальцем».
«Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену, свою
подругу, так крепко, как и в молодости ее не обнимал: она утешила
его в его печали».
Глава XXII. Приятели заехали в Никольское, но напрасно, там
они встретили холодный прием. В Марьине все им очень обрадовались.
Дела у Николая Петровича в хозяйстве шли неважно. «На другой
день после приезда в Марьино Базаров принялся за своих лягушек,
за инфузории, за химические составы и все больше возился с ними».
Аркадий беспрерывно думал о Кате, наконец нашел предлог и поехал
в Никольское.
Глава XXIII «Базаров уединился окончательно: на него нашла
лихорадка работы. С Павлом Петровичем он уже не спорил, тем более
что тот в его присутствии принимал чересчур аристократический
вид и выражал свои мнения более звуками, чем словами». «Базаров
работал упорно и угрюмо». У него завязываются отношения с Фе-
нечкой, симпатии были взаимными. Павел Петрович оказался свидетелем
того, как Базаров поцеловал Фенечку. Эти отношения и эта
сцена понадобились Тургеневу как повод для дуэли.
Глава XXIV. Дуэль Павла Петровича и Базарова. Базаров прекрасно
понимал нелепость дуэли, но все же принял вызов. Конечно,
сама дуэль имела фарсовый характер (секундантом был лакей).
То, что дуэль состоялась, говорит о том, что Базаров сдал еще
одну позицию. Павел Петрович был ранен в ногу, и Евгений Васильевич
вынужден был оказывать ему врачебную помощь. Происходит
«примирение» врагов, хотя примирением это не назовешь:
«.. .оба противника сидели на земле и молчали. Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он все-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло». У Базарова не хватило сил отказать Павлу Петровичу и высмеять этот «рыцарский турнир». Он теперь не прежний высокомерный нигилист, а человек, раненный любовью.
Отношения с Базаровым, да и сама дуэль не прошли даром для
Павла Петровича. За аристократическим фасадом скрывалась несостоявшаяся жизнь старшего Кирсанова. Тургенев замечает, что Фенечка что-то значила для Павла Петровича. Он страстно просит молодую женщину не изменять его брату. Фраза «А в это мгновение целая погибшая жизнь в нем трепетала» позволяет предположить, что Павел Петрович очень страдает. Диалог между братьями тому подтверждение: « - Женись на Фенечке. Она тебя любит, она - мать твоего сына.
Николай Петрович отступил на шаг и всплеснул руками.
- Ты это говоришь, Павел? Ты, которого я считал всегда самым
непреклонным противником подобных браков! Ты это говоришь! Но
разве ты не знаешь, что из уважения к тебе я не исполнил того, что
ты сам так справедливо назвал моим долгом!
- Напрасно ты уважал меня в этом случае, - возразил с унылою
улыбкой Павел Петрович. - Я начинаю думать, что Базаров был прав,
когда упрекал меня в аристократизме. Нет, милый брат, полно нам
ломаться и думать о свете: мы люди уже старые и смирные; пора
нам отложить в сторону всякую суету».
Автор в конце главы дает оценку жизни Павла Петровича: «Освещенная
ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала
на белой подушке, как голова мертвеца... Да он и был мертвец».
Глава XXV. Базаров вынужден уехать из Марьино, по дороге домой
он заезжает в Никольское, к Одинцовой. Встреча Базарова и
Одинцовой - это уже встреча людей, оценивших свои чувства.
Оба приходят к заключению, что несостоявшаяся любовь должна
быть заменена дружбой. «Кто старое помянет, тому глаз вон», - подвела
итог Анна Сергеевна. Но это было бы слишком просто. Чувства
Базарова были глубокими, и никакими уловками скрыть их было
невозможно. Одинцова это понимает: «Ей все-таки было неловко
с Базаровым, хотя она и ему сказала и сама себя уверила, что все
позабыто. Меняясь с ним самыми простыми речами, даже шутя с ним,
она чувствовала легкое стеснение страха».
Глава XXVI. Аркадий объясняется в любви Кате и делает ей предложение.
С ним все ясно. Он станет примерным мужем и хорошим
хозяином, а о своем увлечении нигилизмом будет вспоминать с улыбкой
и поговаривать: «Молодо-зелено». Базаров прощается с Аркадием,
их дороги разошлись окончательно. Евгений Васильевич дал очень
верную оценку своему ученику и бывшему другу:«.. .мы прощаемся
навсегда, и ты это сам чувствуешь... Ты поступил умно; для нашей
горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится». И далее, давая оценку дворянскому сословию, он определяет истинную причину социального конфликта: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уже воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим.
Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно - нам других подавай! Нам других ломать надо! Ты славный малый, но ты все-таки маленький, либеральный барич, - э волату, как выражается мой родитель».
Глава XXVII. Снова у родителей. Последняя остановка в «круге
странствий» Базарова.
Теперь Базаров другой, но и родители, боясь ему надоесть, ведут
себя иначе. «Базаров и сам перестал запираться: лихорадка работы
с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством.
Странная усталость замечалась во всех его движениях,
даже походка его твердая и стремительная изменилась». И вот в таком
подавленном состоянии он решается участвовать в лекарской
практике отца, что приводит к случайному заражению крови.
Конечно, порез пальца не был случайным. Глубоко переживая свою
неудачу в любви, Базаров потерял контроль над собой, был рассеянным.
Такие переживания свойственны натурам сильным, глубоким.
Базаров сам себя не знал, когда смеялся над романтическими чувствами, не знал своего сердца, а оно было глубже, мудрее, чем его ум, отрицающий это чувство в силу своих убеждений. Наш ум ограничен, он обусловлен воспитанием и образованием и может мыслить только в пределах какой-нибудь системы. Всякая теория, созданная умом, разбивается о жизнь и приносит человеку страдания.
Болезнь и смерть Базарова - самые трагические страницы романа.
Писарев считал, что разгадка характера Базарова в его смерти. Он
мужественно принял ее. «Сила-то, сила, - промолвил он, - все еще тут,
а надо умирать! Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя
отрицает, и баста!» Базарову тем более тяжело осознать смерть как неизбежную реальность для себя, потому что как атеист он не признавал жизни после смерти. Для него это был конец во всех отношениях.
Умирает большой, мужественный человек и прощается с той,
которая косвенным образом и была причиной его смерти. Не будь
он так потрясен своей несостоявшейся любовью, он бы не был так
рассеян и погружен в свои мысли, не порезал бы палец, а порезав
даже, не забыл бы его обработать. Но... Одинцова у его постели.
Базарову тяжело осознавать свое бессилие.
«- Великодушная! - шепнул он. - Ох, как близко, и какая молодая,
свежая, чистая... в этой гадкой комнате!.. Прощайте! Вы смотрите,
что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще
топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда!
Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы
умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно:
вилять хвостом не стану». В последнюю минуту, вблизи своей возлюбленной, «такой молодой и красивой», он говорит о том, что было делом его жизни: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продавать...».
На пороге смерти в нем просыпается романтик - иначе как истолковать его фразу: «...дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»? Важно, что он использует слово «лампаду», а не слово «свеча». Лампада связана с церковной лексикой, а мы знаем, что в сознательной жизни он не признавал церковных обрядов.
«Базарову уже не суждено было просыпаться». Небезынтересной
является одна деталь, использованная Тургеневым при описании церковного обряда соборования. «Когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся, и, казалось, при виде священника в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».
Да, Базаров обладал мощным разумом, который и был причиной
его страданий, но пока его мозг был в состоянии руководить его поступками, он мог противостоять надвигающейся смерти. Но стоило рассудку умолкнуть, как в силу вступили другие законы, неподвластные разуму. Тургенев своей художественной интуицией очень верно уловил момент пробуждения души: ужас отразился на помертвелом лице в момент совершения таинства, когда душа помимо своей воли оказывается в пределах неведомого. «В таинстве, находясь помимо того вблизи таинственной черты, которая отделяет жизнь от смерти, душа соприкоснулась с тем, чему бессознательно ужаснулась». (М.М.Дунаев.) Глава XXVIII. Завершены все коллизии романа, определены все судьбы, автор всем уделил внимание. На могилу Базарова ходят два одиноких старичка - родители, пережившие смерть своего единственного сына. Горе их безмерно. Проникнувшись глубоким состраданием и печалью родителей Базарова, автор спрашивает в отчаянии: «Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?» И сам себе отвечает: «О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной... » Примирение с жизнью - вот итог жизни героя да и самого автора.
2008